Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?
Используя эти простые советы, Вы сможете помочь ребенку с радостью получать знания.
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
- Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
- Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
- Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
- Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
- В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
Как подготовить ребенка к школе?
Скоро 1 сентября и в это время родители детей старшего дошкольного образа озадачены тем, чтобы их малыши знали, как можно больше. Считали, читали, говорили на иностранном языке…. Но взрослые забывают о психологической подготовке.
На что обратить внимание?
Важное качество для школьного обучения — воля. Именно она заставляет человека отказываться от «хочу» в угоду «надо». Также в ее задачи входит торможение нежелательного поведения. В таком случае, ребенок знает «я хочу, но нельзя». Например, это останавливает его от совершения шалостей.
Волевые качества не появляются с момента рождения. Они формируются под воздействием внешней среды. При правильной работе взрослых у ребенка развивается смелость, целеустремленность, самостоятельность и прочие черты личности.
При отсутствии волевых качеств у дошкольника отмечают лень, упрямство, несдержанность. Ругаться и браниться бесполезно — это только вызовет негативизм. Воспитание воли сложный процесс и напрямую влиять на него невозможно.
Но можно воздействовать опосредованно. В таком случае родители принимают в педагогическом процессе прямое участие. Не стоит ожидать моментальных результатов — формирование воли происходит в течении долгого времени.
Основные приемы
Прежде всего, родители обязаны стать примером. Можно на личном примере пояснять, что такое преодоление трудностей. Например, если папа решит бросить работу, то у семьи не станет денег. Или маме приходится решать разные проблемы. Хорошо помогают истории о настоящих героях. Например, пионерах, которые в годы Великой Отечественной войны сражались наравне со взрослыми. Можно использовать разных сказочных персонажей, которые будут попадать в искусственные ситуации. Задача ребенка сказать, как поступать герою и почему именно так.
Важно давать дошкольнику возможность преодолевать трудности самому. Золотое правило воспитания: никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Например, собрать игрушки, положить вещи в шкаф или заправить постель.
Важно воспитывать нравственные установки. Например, ребенка учат не только оценивать поступки как плохие и хорошие, но и прогнозировать их последствия. Например, если кота дернуть за хвост, то ему будет больно и неприятно. Поэтому нельзя так делать.
Разные игры позволяют дошкольнику уяснить правила. Подойдут как настольные (лото, шашки, «бродилки»), так и подвижные. Чем чаще малыш участвует в такой деятельности, тем быстрее он усвоит понимание чужих границ.
С малых лет ребенка приучают к режиму дня. После пробуждения он должен идти мыться, чистить зубы, одеваться и т.п. Сначала это проходит под контролем взрослого, но постепенно он снижается. Важно воспитывать у дошкольника потребность в соблюдении ритуалов.
Ключевой момент выработки волевых качеств — обещал? Сделай. Поэтому родителям стоит ответственно относится к своим словам. Иначе они потеряют авторитет в глазах ребенка.
Неуспеваемость, ее причины и что с ней делать?
Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
- те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
- те, кто и не могут, и не хотят;
- те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиция учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.
Что может помешать учиться?
— Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т.д.
— Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте — игровые интересы. В более старшем возрасте — отсутствие чувства ответственности.
— Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко — и в том, и в другом случае неинтересно).
— Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
— Конфликты с учителями и одноклассниками.
Почему учиться трудно?
- Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
- Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
- Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
- Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
- Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
- Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
- Специфические расстройства.
Например, дислексия — такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия — расстройства счета. Дисграфия — трудности при овладении письмом.
- Нарушение зрения, слуха.
- Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
- У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!
Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Вот ребенок и заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».
Вполне очевидно, что нежелание заниматься — проблема непростая. Нельзя ее решить усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознать чувство ответственности за свои поступки.
Игровая и интернет-зависимость у ребенка
Родителям удобно, когда ребенок играет с гаджетами, он спокоен и увлечен, и взрослые могут заняться своими делами. Постепенно у ребенка формируется зависимость от игры или Интернета. Тогда родители просят изменить ребенка. Уход в зависимость становится для ребенка способом компенсации недостающего эмоционального опыта, успеха, общения.
Сначала необходимо выяснить, что подросток делает за гаджетом, и исходя из этого сформулировать гипотезу по проблеме «Что он компенсирует с помощью телефона?» Например, ребенок постоянно общается в чатах, социальных сетях, форумах. В этом случае следует предположить проблемы в коммуникативной сфере, сложности установления и поддержания межличностных отношений. Или ребенок увлечен играми, видеофильмами, — тогда здесь может быть нехватка впечатлений в реальной жизни, чувство одиночества, низкая самооценка, поиск выхода агрессии и прочее.
Поэтому важно прежде всего определить какие психологические потребности не удовлетворены у подростка.
Недостаточно новых впечатлений в реальной жизни
- Один и тот же сценарий дня (гуляет в одних и тех же местах, одни и те же дела).
- Однотипная игровая деятельность (одни и те же игрушки, ребенку уже неинтересно в них играть).
- Отсутствие альтернативной деятельности (кружки, секции, чтение книг)
- Чрезмерная забота родителей (при первой неудаче родители делают все за ребенка, не дают ему пробовать, рисковать и ошибаться. Ребенок не сталкивается с трудностями, не пробует новое).
Что делать
- Разнообразить повседневную активность (гулять в разных местах).
- Придумать разнообразные занятия дома и на улице (предложить поиграть, исследовать, изготовить что-то, заняться творчеством).
- Предоставить возможность контактировать с разными людьми: ровесники и взрослые.
- Увеличиваем количество новых событий (аквапарки, катки, аттракционы, театр, цирк и т.д.).
Дефицит общения.
- Взаимодействие с ребенком происходит зачастую в бытовых ситуациях (одевают, кормят).
- Отсутствие содержательных бесед, не поддерживается любознательность ребенка, не отвечают на вопросы (присутствуют краткие высказывания «так надо», «потому что»).
- Когда не играют с ребенком или отвлекаются от игры, уходят.
- Ребенок выполняет обязанности родителя (следит за мл. братом или сестрой).
Что делать
- Больше разговаривать, задавать уточняющие вопросы, чтобы получить более расширенный ответ.
- В разговоре не фокусируемся только на детских обязанностях или правилах, но и спрашиваем, что ребенку интересно.
- Расширяем количество тем для обсуждения.
- Спрашивайте и советуйтесь.
- Помогите ребенку расширить круг общения.
- Расспросите об одноклассниках и друзьях, о хороших и плохих отношениях.
- Поощряйте его участие вне классной деятельности или хобби.
Отсутствие эмоциональной безопасности.
- Ребенок в родительских глазах недостаточно хорош, нуждается в переделывании и жестком контроле.
- Родители требуют, чтобы он не мешал, занимался чем-то сам, не шумел и не нарушал порядок.
- Эмоционально неблагополучный ребенок уходит в игру от родительского разочарования, от несчастливости повседневного мира
Что делать
- Проявите к ребенку интерес и внимание.
- Спрашивайте, что он чувствует, почему выбрал именно это занятие. Что ему нравится.
- Каждый день выражайте радость от общения с ребенком, говорите о любви к нему.
- Не критикуйте и не оценивайте его («Ты сделал это неправильно!»).
- Избегайте вопросов, которые доказывают вашу правоту («Опять играешь?», «Ты что, еще не сделал?»).
- Помогайте ребенку почувствовать себя успешным. Одобряйте и поддерживайте его, но не преувеличивайте его достижения.
- Времяпрепровождение за гаджетом у ребенка может быть способом выразить свои негативные переживания. Поэтому не запрещайте злиться, научите выражать агрессию конструктивными методами.
- Если ребенок кричит или пинает предметы, не надо останавливать или стыдить, его важно услышать. Например, скажите: «Когда ты так кричишь, я тоже начинаю злиться, и мне трудно тебя понять». Спросите, чем ему помочь и окажите эту помощь.
Потребность в границах и правилах.
- Ребенок не понимает, можно ли ему находится за гаджетом, если у родителей нет четкого отношения к этому.
- Если позволяется использовать гаджет в качестве поощрения или наказания (если плохо себя ведет).
- Если родители не могут остановить игру ребенка и меняют решение в ответ на негативные эмоции.
Что делать
- Сформулировать и записать правила и требования к использованию гаджета (четкость и реалистичность правил; не уступать от правил).
- Использовать однозначные, понятные высказывания, чтобы выразить отношение к действиям ребенка («Я расстроена…. »).
- Вместе с ребенком выберите и используйте один или два вида поощрения и наказания, которые не связаны с использованием гаджета.
- Спросите какую родительскую реакцию он предполагает в ответ на нарушения правил.
- Говорите сразу и по сути дела.
- Твердо, но спокойно и ясно озвучьте свое пожелание. Например: «Я прошу тебя прекратить делать это», «Я прошу тебя остановиться».
- Избегайте двусмысленных и риторических фраз: «Да что ты делаешь!», «Когда же ты наиграешься?», «Что же это такое?»
Только на фоне удовлетворения ранее неудовлетворенных психологических потребностей ребенка можно преодолеть симптомы игровой и интернет зависимости.